browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

Артем Корсун: Гробница Рудж-Ка и начало демократизации заупокойного культа

Posted by on Апрель 26, 2016

Screenshot_118 октября 2010 года Министерство Древностей Египта объявило об открытии необычной гробницы в скальном массиве к западу от Гизы. Представлял её тогдашний секретарь Высшего совета древностей Египта, Захи Хавасс, покинувший свой пост во время «арабской весны» 2011 года. Он отметил, что эта гробница – один из редчайших случаев находок надписей с картушем Хафры вне комплекса Великих Пирамид. Хотя селение жрецов заупокойного культа при пирамидах – факт известный и очевидный, сами жрецы были не слишком известны.

Несмотря на свои довольно большие размеры, гробница принадлежала не верховному жрецу одного из гизехских заупокойных храмов, в жрецу-очистителю заупокойного культа Хафры (IV династия) по имени Рудж-Ка. Жил он во времена V династии. Египетские фараоны, если для этого были соответствующие возможности, старались поддерживать в стране культ не только своего непосредственного предшественника, но и других фараонов правивших страной прежде. Гробница Рудж-Ка была разграблена ещё в древности, но самое ценное в ней для египтологов – настенные росписи – уцелели. По одной из гипотез эта гробница могла служить для погребения не только самого Рудж-Ка, но и нескольких поколений его потомков. С другой стороны никаких надписей или рисунков, подтверждающих это, в гробнице нет. Поэтому вероятнее всего она служила для погребения только самого жреца и его супруги, чьё изображение на стенах гробницы соседствует с изображением Рудж-Ка.
Гробница уникальна по своей планировке и не находит прямых аналогов для людей среднего ранга этого времени. Её внешние стены сложены из больших блоков известняка. Также из известняка сложена и часть внутренних стен комнат лабиринтоподобной пристройки, которая скрывает вход в погребальную камеру, вырезанную в скале. Место для погребения – на склоне, которым обрывается западное плато Гизы – было выбрано неслучайно. Таким образом душа умершего могла видеть пирамиды, при которых Рудж-Ка служил при жизни. Более десяти лет назад, к северу от гробницы Рудж-Ка был раскопан некрополь строителей пирамид. Он представлен бедными погребениями, тогда как строительство гробницы подобной созданной для Рудж-Ка требовало больших затрат и усилий целой бригады строителей.

Захи Хавасс высказал предположение, что Рудж-Ка «заслужил право на гробницу, потому как был крупным чиновником в селении гизехских жрецов». Более того, некоторые новостные агентства даже поспешили назвать Рудж-Ка человеком принадлежащим ко двору и правящей династии, судьёй и человеком «хорошо известным фараону». Но это предположение не подтверждается фактическим материалом. Слова «человек хорошо известный фараону», содержащиеся в надписи, в которой Рудж-Ка рассказывает о себе не титул, а, речевой оборот, обозначающий человека выполнившего некое поручение фараона, вполне вероятно за пределами Египта, так называют себя бени-хасанский номарх Амени времени Аменемхета I (XII династия, Среднее Царство), совершавший походы в Куш и ходивший примерно в то же время на ливийцев Синухет. Поскольку Рудж-Ка жил намного ранее эпохи Аменемхета I прямая аналогия вряд ли тут возможна, хотя и при Усеркафе и при других фараонах V династии египтяне совершили несколько крупных экспедиций в Пунт. По всей видимости Рудж-Ка занимал довольно скромную должность жреца, совершавшего очистительные ритуалы при заупокойном храме Хафры.

Чтобы был понятен статус Рудж-Ка рискну предложить такую аналогию с современностью: должность Рудж-Ка была чем-то вроде начальника цеха на заводе или заведующего отделом научного института. Понятно, что такая аналогия несколько натянута, но она позволяет понять статус этого человека, относившегося к среднему звену жречества Древнего Царства.

Так кто и как построил гробницу для Рудж-Ка?

В селении при пирамидальных храмах жили не только жрецы, но и строители занимавшиеся ремонтными работами и люди других профессий. Скорее всего жрецы заупокойного культа нанимали их, давая в оплату пищу и вещи, поставляемые в храмы как жертвоприношения умершим фараонам. Египтологи предполагают, что в скалах к западу от Гизы есть неизвестное учёным кладбище служителей заупокойного культа при пирамидах. Однако в 2011 году последовала египетская революция и нынешним властям страны стало не до археологии. На данный момент гробница Рудж-Ка является единственной в Египте гробницей простого человека, не являвшегося ни членом семьи правящей династии, ни крупным чиновником, который смог обеспечить себе загробную жизнь и оставившим свой фресковый портрет. Практически невозможно представить себе, чтобы Рудж-Ка построил свою гробницу самостоятельно, да ещё и так, чтобы это осталось незамеченным для соседей и коллег-жрецов Гизы. На него могли донести завистники и недоброжелатели, скажем, из числа тех же строителей. Если бы Рудж-Ка был единственным в своём роде, его скорее всего казнили бы как человека дерзнувшего сравняться с фараоном, а гробница была бы разрушена. Есть основания предполагать, что не только Рудж-Ка, но и другие жрецы заупокойных культов занимались обеспечением личного бессмертия, расплачиваясь со строителями жертвоприношениями своих храмов. К сожалению, политическая ситуация в Египте не благоприятствует археологическим раскопкам и гробница Рудж-Ка остаётся на данный момент уникальной.

Египтологи отмечают трогательность и непосредственность композиций на стенах гробницы. На них мы видим, как жена обнимает Рудж-Ка, который, возможно, к тому времени уже был мёртв. В её позе мы видим преданность мужу и готовность защитить его от злых демонов, которые ожидают Рудж-Ка во время путешествия его души в Дуате (Царстве Мёртвых). Вполне возможно, что инициатива создания гробницы или росписей в ней, принадлежит именно жене покойного.

На другом рисунке, напротив ложный дверей видим Рудж-Ка сидит в лодке среди зарослей нильского папируса, он готовится метнуть свой гарпун в крупную рыбу. Вокруг – натуралистические изображения птиц, обитателей зарослей папируса. Захи Хавасс отмечает, что сцена ловли рыбы не означает, что Рудж-Ка до того как стать жрецом был рыболовом, ведь жречество, как и другие профессии, было довольно замкнутой кастой. К тому же что рыбалка с гарпуном была любимым развлечением египтян, ведь она довольно часто изображалась на стенах гробниц богатых людей и в письменных источниках. Даже фараонов изображали с гарпуном в руках. Но на этих рисунках фараон совершал ритуал охоты на бегемота во время праздника Хэб-Сэд, праздника обновления жизненной силы правителя.

На третьем изображении Рудж-Ка и его жена изображены сидящими за столом и принимающими ритуальные дары умершим в виде хлеба, птицы (гусей или уток) и говядины. Ещё несколько картин изображают «производство» заупокойных даров: сев зерна и рождение телёнка. Таким образом Рудж-Ка предполагал обрести бессмертие и всегда получать заупокойные дары, что в их время было доступно лишь покойным фараонам и умершим членам семьи правящей династии.

Египетское искусство продолжает изобразительные традиции неолитической Сахары и додинастического Египта, отношение к изображению человека во время первых династий было неоднозначным. Живопись считалась разновидностью магии. Египтяне верили, что душа человека может вселяться в его изображение, а, значит, нанесение вреда изображению могло повредить самому человеку. Вполне вероятно, что изображения лодок на наскальных рисунках Преддинастического времени выполняли магические функции: накануне битвы с соседним номом жрецы-художники пытались уничтожить корабли магическим образом. Напротив, художественный канон заупокойной скульптуры и живописи предписывал воссоздавать в камне или в рисунке с портретной точностью. Однако такое было доступно лишь для фараонов и (в меньшей степени) приближённым ко двору чиновникам. Возникает ощущение, что с централизацией власти во время первых династий рисунки и скульптуры, не связанные с государственными культами попадают под запрет. Более того, из страха перед тем, что повреждение изображения фараона может причинить вред живому фараону, их изображения были редки и обычно связаны с заупокойным культом.

Как это ни покажется странным, но египетский заупокойный культ был прагматичным и строился на принципе: «ты – мне, я – тебе». Ныне действующий фараон заключал своеобразный договор с душами своих предшественников, живущими в гробницах, он обязывался приносить им жертвы каждый день (в более позднее время реальные жертвоприношения стали заменять изображениями фараона, приносящего жертвы и прилагавшимися к изображениям списками заупокойных даров). В ответ на это душа умершего фараона покровительствовала жертвователю во всех его делах, обеспечивала урожай и разливы Нила, помогала в войнах, излечивала от болезней, оберегала от врагов, ядов и прочих неприятностей. Но право на вечную жизнь в пирамидах и гробницах получали только фараоны и их приближённые, тогда как души простых людей не проходили соответствующих погребальных обрядов и не получали необходимых жертвоприношений, а, значит, умирали вскоре после смерти физического тела. В течении Древнего Царства простые люди хотели получить бессмертие для своей души, но лишь при V династии ситуация стала меняться. Ранее этого времени практически неизвестны изображения людей, связанные с их личным заупокойным культом, но при V династии появляются такие изображения, чаще всего – статуарные.

От эпохи Древнего Царства сохранилось немного таких памятников. Среди них статуи писца Каи, находившегося в определённом родстве с правящей династией. Он был номинальным правителем (как сказали бы в наши дни: «губернатором») одного из номов, а в надписях гробницы его мать названа «родственницей фараона». Вполне вероятно, что она была наложницей фараона, а сам Каи был одним из сыновей фараона, но в силу того, что мать Каи не принадлежала к правящей династии, он считался низкого происхождения и не мог претендовать на Двойную Корону Верхнего и Нижнего Египта, но занимал чиновничьи должности при дворе и был сослан в почётную ссылку в один из номов. Родство с правящей династией, по-видимому, позволило ему заказать собственные заупокойные статуи. На самой известной из своих статуй Каи изображён в роли простого писца, на другой же – в виде номарха-губернатора, восседающего на троне. После открытия статуй Каи их датировали XXVIII в. до н.э., однако в последние несколько десятилетий египтологи омолодили их датировку до времени Усеркафа (XXV в. до н.э.), а, значит, Каи, с определённым допущением, мог быть современником Рудж-Ка.

Другая знаменитая статуя примерного современника Рудж-Ка – деревянная статуя жреца Каапер-Ра, известная также под арабским именем «Шейх эль-баллад» («Сельский староста»). Она была обнаружена в его мастабе и также датируется временем Усеркафа. Как и статуи Каи она меньше реального человеческого роста (сидячая статуя Каи в облике писца – 52 см., стоячая статуя Каапер-Ра – 112 см.), тогда как статуи фараонов IV-VI династий выполнялись в натуральную величину. Похоже, что такие уменьшенные размеры желавших сохранить свой облик чиновников и жрецов были компромиссом с официальным заупокойным культом. Статуя Каапер-Ра была вырезана из сикоморы и покрыта тонким слоем штукатурки, которая должна была имитировать каменную статую. Каапер-Ра, как и Каи, считали родственником правящей династии, однако позднее было установлено, что он был жрецом среднего ранга и, возможно, чиновником.

Аналогии между Каи и Каапер-Ра с одной стороны и Рудж-Ка, с другой, тем не менее подчёркивают различия: в гробнице Рудж-Ка нет статуи, а в гробницах Каи и Каапер-Ра нет ярких и эффектных росписей. Создаётся впечатление, что при V династии жрецы заупокойного культа помимо служения умершим фараонам пытались обеспечить бессмертие собственной души, что подготавливало характерный для Первого Переходного Периода процесс известный под громоздким названием «демократизация заупокойного культа». Под этим названием скрывается значительная перестройка в религиозном сознании населения долины Нила: право на мумификацию и бессмертие души после смерти получили не только фараоны и их приближённые, но и простые люди.

Для того, чтобы понять процессы происходившие в XXV-XXIII вв. до н.э. необходимо обратиться к истории основателя V династии, фараона Усеркафа, возможного отца писца-номарха Каи. Согласно Весткарскому папирусу Усеркаф и два его преемника Саху-Ра и Какаи, названы братьями-близнецами, сыновьями жены жреца бога Ра Рудж-Джедет. Сам бог Ра, якобы, принял облик её мужа и Рудж-Джедет забеременела близнецами, которые затем станут фараонами. Сквозь сказочную форму повествования, характерную для папируса Весткар (датируемого по разным источникам временем XII-XVII династий), проглядывают реальные процессы характерные для конца Древнего Царства, а именно: возвышение жречества и борьба между жречеством и наследниками прежних династий по крови. В источнике приводится сравнение между прежней (IV-й династией) и новой (V-й), причём это сравнение оказывается в пользу последней. В основе предыдущих династий по всей видимости лежало прямое и боковое родство, восходившее то ли к первым фараонам объединённого царства Нармеру и Менесу, то ли к вождям «династической расы». Для обоснования законности своего правления жрецы Ра придумали историю божественного зачатия Усеркафа, Саху-Ра и Какаи.

За расцветом жречества номовых и общеегипетских божеств последовал и расцвет заупокойного жречества. В конце этой династии появится новая изобразительная и культовая традиция – росписи пирамид (так называемые «Тексты Пирамид»), в которых погребальный ритуал будет представлен в виде рисунков и надписей. Более ранние пирамиды, в том числе и пирамида божественных братьев Усеркафа, Саху-Ра и Какаи, были лишены надписей, но по неизвестной причине при последнем фараоне V династии Унасе, и при последовавших за ним фараонах VI династии Тети, Пепи I, Мрэн-Ра и Пепи II тексты религиозных ритуалов потребовалось записывать и зарисовывать. Временем правления Унаса датируются изображения голодающих подданных, что позволяет говорить о том, что в это время было несколько неурожайных годов, которые по воззрениям того времени посчитали гневом богов. Вполне вероятно, что голод мог коснуться и самого жречества, а служба в некоторых заупокойных храмах была прекращена. «Тексты пирамид» на мифологическом уровне решили проблему ритуала: надписи должны были стать полноценной заменой ритуалу даже в том случае, если сам ритуал по тем или иным причинам не мог быть проведён.

Но надо отметить, что «Тексты пирамид» отражают кардинально иной подход к изобразительности: ограничение изображений, свойственное для раннего периода Древнего Царства сменилось обилием изображений, в которых чётко просматривается наличие многолетнего канона, скрытого прежде под сводами храмов. Гробница Рудж-Ка служит своего рода промежуточным звеном между устным ритуалом, исполнявшимся самим Рудж-Ка в заупокойном храме Хафры и письменным ритуалом «Текстов Пирамид». Желая обрести собственное бессмертие, Рудж-Ка (и, без сомнения, другие жрецы Гизы) создавал собственный культ, взяв для него за основу именно изобразительную сторону ритуала и веру в то, что человек после смерти продолжает жить в собственных изображениях, а картина «жертвоприношение для N» эквивалентна такому же жертвоприношению, совершённому в реальности.

Гробница Рудж-Ка фиксирует и другой важный момент: уже при V династии право на продолжение жизни после смерти в собственной гробнице имел жрец среднего звена. В дальнейшем право на загробную жизнь получат и все свободные подданные фараона. А изобразительность получит бурное развитие в виде заупокойных статуэток, росписей гробниц и текстов саркофагов и, наконец, свитков «Книги Мёртвых». Жречество почувствует то, что можно назвать спросом населения на загробную жизнь, а работа жреца заупокойного культа (хэму-ка) станет самой востребованной в стране.

Вполне вероятно, что хаос Первого Переходного Периода во многом был спровоцирован «демократизацией заупокойного культа». С одной стороны для подданных фараона обеспечение собственного бессмертия стало важнее практических дел по поддержанию порядка на полях, пастбищах и ирригационных каналах. С другой стороны, номархи, многие из которых могли быть правнуками фараонов прежних династий, заручились магической поддержкой своих умерших предков и возомнили, что могут владеть Двойной Короной Верхнего и Нижнего Египта, более того на их стороне стояло и окрепшее жречество номовых божеств, которое таким образом надеялось ассимилировать или подчинить себе и культы других номов. Это состояние коллапса древнеегипетской государственности и передал Манефон в образе семидесяти фараонов VII-й династии, каждый из которых правил только один день.

Таким образом, гробница Рудж-Ка указывает на промежуточную стадию «демократизации заупокойного культа», когда старый канон получил более широкое распространение, но новый ещё не был выработан. Будущие раскопки могут открыть аналогичные гробницы в горах к западу от Гизы и, по всей видимости, представят богатство и разнообразие изобразительных форм.

Напоследок, отметим, что планировка гробницы Рудж-Ка напоминает ранние мегалитические гробницы Западного Средиземноморья, но они на одну-две тысячи лет древнее, чем гробницы Рудж-Ка, поэтому здесь речь идёт не о прямой связи между ними, а о аналогичном развитии традиций погребальной архитектуры в соседних регионах. В Западном Средиземноморье происходили процессы подобные «демократизации заупокойного культа»: на смену коллективным погребениям в массивных погребальных комплексах, таких как мальтийские храмы, бретонский Гавр-Инис или ирландский Нью-Грейндж в III тыс. до н.э. приходят погребения в индивидуальных каменных ящиках (цистах). Любопытно, что в середине I тыс. до н.э. в росписях этрусских погребений, как и в египетских гробницах большое значение будет уделено пирам и жертвоприношениям.

Рудж-Ка хотел обессмертить себя и своё имя. И ему это удалось: о нём помнят и сейчас, через четыре с половиной тысячи лет после его смерти. Для своего времени решение Рудж-Ка и, по-видимому, других жрецов заупокойного культа, о создании собственной гробницы кажется уникальным и революционным. Желая обеспечить личное бессмертие, а, значит, сравняться в этом с фараонами, они нарушили табу своего времени, но таким образом изменили канон, создали новую культурную традицию.

Ссылки.

http://news.nationalgeographic.com/news/2010/10/photogalleries/101019-new-egypt-tomb-rudj-ka-science-pyramids-pictures/
— здесь фотогалерея
http://egypttrips.blogspot.com/2010/10/pictures-egypt-priests-tomb-found-near.html
— Фотографии раскопок Рудж-Ка
https://www.facebook.com/media/set/?set=a.162985253729356.38715.112384738789408&type=3
— фотоальбом на Фейсбуке
Страницы Захи Хавасса на Фейсбуке —
https://www.facebook.com/pages/Dr-Zahi-Hawass/112384738789408
https://www.facebook.com/pages/%D0%A5%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%81%D1%81-%D0%97%D0%B0%D1%85%D0%B8/116374551781654?rf=106092506089749
https://www.facebook.com/azizi.zahihawass
https://www.facebook.com/EgyptologyatAUC?filter=1

http://djeserdjeserou.blogs-de-voyage.fr/2010/10/18/le-tombeau-de-roudj-ka-decouvert-a-giza/
http://fr.wikipedia.org/wiki/Roudj-Ka
http://www.aton-ra.com/egitto/notizie-egitto/archeologia-egitto/404-lultimo-abbraccio-del-faraone-di-chefren.html
http://weekly.ahram.org.eg/2010/1020/he1.htm
http://www.archaeologydaily.com/news/201010195337/Tomb-of-ancient-Egyptian-priest-Rudj-Ka-discovered-at-Giza.html
http://www.artdaily.org/index.asp?int_sec=2&int_new=41896#.UbzXlPmGG3t
http://www.eturbonews.com/19125/fifth-dynasty-tomb-unearthed
http://www.thehistoryblog.com/archives/8043
http://www.tinykylie.com/forum/archiver/?tid-6858.html
http://ihrenzobiancol.blogspot.com/2010_12_01_archive.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Это не спам.
сделано dimoning.ru