browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

Артем Корсун: Прототип Кольца Всевластия

Posted by on Апрель 25, 2016

Vyne-one-ringВ начале апреля во дворце Вайн  некогда вдохновлявшем Джейн Остин, открылась выставка колец из собрания местного музея. Наибольшее внимание привлекает один из экспонатов выставки – загадочное кольцо II-V вв.н.э., которое по мнению историков могло послужить прототипом для знаменитого Кольца Всевластия в романах Дж.Р.Р. Толкина. Экспонируется кольцо в особой освещённой прожекторами секции на возвышении, что предоставляет посетителям 360-градусный обзор.

А началась эта история в 1928 году, когда археолог Роберт Эрик Мортимер Уилер и его жена Тесса Верни Уилер, приступая к раскопкам галло-римского храма в Лидни-парке (Глостершир), обратились за помощью к пока ещё известному только в научных кругах Джону Руалу Толкину, занимавшему пост профессора англо-саксонской истории и филологии в оксфордском колледже Святого Иоанна. Согласно вотивным надписям, храм был посвящён кельтскому богу Ноденсу. Однако о самом божестве было известно немного. Римские источники утверждали, что Ноденс был божеством моря и охоты, а надписи часто сравнивали его с Марсом, Сильваном и Нептуном. Часто кельтское население Британии обращалось к Ноденсу за исцелением от болезней. По мнению Толкина, Ноденс был божеством охоты. Его исследование выявило Ноденса в образе героя ирландских саг Нуаду Серебряная Рука.

Нуаду был королём Туата де Дананн (племён богини Дану) в течении 7 лет до их высадки в Ирландии. В битве при Маг Туиред против прежних обитателей острова, народа Фир Болг, Нуаду потерял руку и в силу ритуального запрета не смог быть королём своего народа. Ему пришлось передать корону Бресу принцу в жилах которого текла кровь фоморов, народа владевшего островом до Фир Болг. Брес сделал Туата де Дананн зависимыми от фоморов. Бог-врачеватель Диан Кехт сделал для Нуаду серебряную руку, а сын врачевателя Миах – настоящую новую руку из плоти и крови. Восстановив целостность тела, Нуаду вернул себе корону Туата де Дананн. Однако Брес поднял восстание и во время второй битвы при Маг Туиред Нуаду был убит и передал власть внуку Диана Кехта Лугу. Согласно сагам Брес правил 7 лет, а правление Нуаду длилось 12 лет. 19-летний промежуток между двумя битвами при Маг Туиред соответствует 19-летнему Метонову циклу повторения Лунных фаз и дней солнечного года, включающего в себя 12 лет по 12 лунных месяцев (12 лет правления Нуаду) и 7 лет по 13 лунных месяцев (7 лет Бреса). Это, а также потеря части тела и серебряная рука, позволяет говорить, что Ноденс-Нуаду был божеством Луны. В пользу этого свидетельствует и то, что сам храм представлял собой трёхчастную целлу, каждая из секций была посвящена одной из трёх видимых лунных фаз. В валлийском эпосе «Мабиногион» аналогом Нуаду является среброрукий Ллуд Ллау.

Несмотря на то, что на Британских островах есть множество топонимов происходящих от его имени (*Nud / Lud), включая и Лондон (Llundein), сам Лидни-парк, имя Ноденса-Нуаду до сих пор не имеет однозначной этимологии. По мнению С. Шкунаева оно переводится как «собиратель облаков», согласно В. Калыгину – как «дающий обновление». Версии европейских исследователей возводят происхождение его имени то к кельтскому корню «приобретать, использовать»; то к готскому «ловить, завлекать в ловушку», то к древнескандинавскому «личная вещь». Это может утверждать, что Ноденс – божество докельтского населения Британских островов и Западной Галлии.

Раскопки в Лидни-парке увлекли Толкина. Кроме собственно храма загадочного божества, требовавшего человеческих жертвоприношений, здесь были раскопаны термы и остатки домов, а вокруг были обнаружены шахты римского времени с узкими наклонными коридорами. Согласно народным легендам в них обитают гномы и карлики, причём в англо-саксонских преданиях шахты называли «холмами карликов», что вполне вероятно отразилось в образах Шира. Эти легенды увлекли Толкина. Но самая загадочная история связана с археологическими раскопками, которые проводил в 1805 году хозяин Лидни-парка Бетхёрст, обнаруживший свинцовую таблетку с посвятительной надписью:

«Divo Nodenti Silvianus annulum perdidit dimidiam partem donavit Nodenti. Inter quibus nomen Seneciani nullis permittas sanitatem donec perferant usque templum Nodentis» (Богу Ноденсу. Сильвиан потерял кольцо и даст за находку его Ноденсу половину стоимости. Из тех кто носит имя Сенецианус никто не будет здоров до тех пор пока не принесёт его в храм Ноденса).

Вроде бы обычное, житейское дело: некто, потеряв кольцо, подозревает конкретного человека в воровстве и решает проклясть вора. Только вот, что интересно: не стал бы человек переживать из-за потери обычного кольца, видимо, оно было настолько ценное, что прежний хозяин согласен пожертвовать храму половину стоимости кольца.

И оказалось, что кольцо не вернулось к хозяину, но нашлось в 1785 году на месте римского поселения Calleva Atrebatum (ныне — Силчестер) более чем в 100 км от Лидни-парка. Золотое кольцо действительно было необычным: оно весило 12 граммов и было настолько широким в диаметре, что обычный человек мог носить его только поверх очень толстой перчатки. На квадратной печатке изображён женский профиль с длинными волосами и огромным носом. Буквы вокруг головы образуют слово «VENUS» (Венера). Кроме них, есть буквы и на ободе кольца, которые читаются как «Senicianus vivas in Deo» (Сеницианус живёт в Боге), тогда как антиквары начала XIX века читали эту надпись несколько иначе «Senicia ne vivas in indecentia», (Сениция не живёт в непристойности).

Похоже, что Сенецианус не только не вернул кольцо, но и сделал на нём надпись, которая должна была избавить его от подозрений в воровстве.

Вскоре после своего обнаружения кольцо вора попало в коллекцию дворца Вайн, где оно хранится до сих пор. Уилеры прекрасно знали кольцо Сенециануса и связанную с ним историю таблетки и познакомили с нею и Толкина.

Исследование Толкина об имени бога Ноденса было включено в опубликованный Уилерами «Отчёт о раскопках доисторического, римского и раннесредневекового памятника в Лидни-парке». Отчёт вышел в свет в июле 1932 года, а, по загадочному совпадению, в конце того же года Толкин завершил работу над рукописью «Хоббита». В нём, а затем и во «Властелине колец» отразились легенды о проклятом кольце из Лидни-парка. Правда, мотив потери руки героем был заменён отрубанием пальца и в истории Кольца Всевластия встречается дважды. Исильдур срубает палец с Кольцом с руки Саурона своим мечом и завладевает им, причём кольцо было настолько велико, что Исильдур мог носить его только на толстой перчатке. Затем в пещере горы Ородруин Смеагол-Голлум откусывает палец с Кольцом и, овладев ним, сваливается в жерло вулкана.

Экспозиция дворца Вайн позволяет по-новому взглянуть на происхождение мотивов «Хоббита» и «Властелина Колец», которые как считали ранее были почерпнуты из литературных источников, таких как «Песнь о нибелунгах», «Эдда» и «Калевала». Последние исследования значительно расширяют круг источников произведений Толкина, так согласно недавнему сообщению ВВС, «лунный пейзаж» побережья графства Клэр (запад острова) нашёл своё отражение в образах Туманных гор.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Это не спам.
сделано dimoning.ru