browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

Юлия Крайко: Эпическая поэма Гелланика «Атлантиада»

Posted by on Ноябрь 2, 2016

imagesПроизведения Гелланика упоминаются во многих античных источниках (Атеней «Обед софистов», Стефан Византийский «Этникон», Климент Александрийский «Строматы», Дионисий Галикарнасский «Римские древности», сочинения Плутарха, Павсаний «Описание Эллады», Страбон «География», схолии к Гомеру, Еврипиду и многие другие). По свидетельству античных авторов, Гелланик был родом из города Митилена на острове Лесбос, жил в 5 веке до н.э. Это один из первых античных историков-логографов. Гелланик является автором многих произведений, среди которых находим и «Атлантиаду», сочинение, посвященное Атланту, персонажу античной мифологии, и его потомкам.

Факт создания античным логографом сочинения, посвященного Атланту, мы рассматриваем как косвенное доказательство существования древнегреческого эпоса об Атланте и Атлантиде. Отсюда следует необходимость анализа особенностей его творчества в целом, и «Атлантиады» в частности.

О жизни и творчестве Гелланика в «Лексиконе» Суды сказано следующее: «Гелланик Митиленский, историк, сын Андромена. Жил вместе с Геродотом у Македонского царя Аминта во времена Еврипида и Софокла. Дожил до времен Пердикки и умер на Перперенее, напротив Лесбоса. Написал много прозаических и поэтических произведений».

Климент Александрийский в «Строматах» (3-4 вв.) называет Гелланика Фороллбод — поэт, создавший «Форониду».

Плутарх же упоминает о Гелланике как о писателе: «И Андокид был оратор, которого писатель Гелланик относит к потомкам Одиссея».

Диодор Сицилийский высказывает о творчестве Гелланика следующее мнение: «Гелланик, Кадм, и еще Гекатей и все такого рода древние писатели, которые совершенно уклонились в мифические рассказы».

Географ Страбон ставит Гелланика в один ряд с такими древними историками, как Геродот, Ктесий и при этом считает, что в их сочинениях преобладает вымысел и отсутствует достоверность: «Легче было бы поверить в чем-нибудь передающим героические предания Гесиоду и Гомеру и трагическим поэтам, чем Ктесию, Геродоту и Гелланику, и другим авторам такого рода».

Высказывания античных авторов о Гелланике свидетельствуют, что его творчество очень разнообразно: он проявил себя и в поэзии, и в прозе, и как поэт, и как писатель, и как историк. При этом Диодор Сицилийский определяет факты, встречающиеся в трудах Гелланика, как баснословные, или мифические.

Гелланик, как и его предшественники (логографы), больше интересовался легендарной историей, чем историческим временем. Он собрал и привел в систему огромный материал по мифологической истории Греции.

В самом деле, по тем небольшим фрагментам и пересказам трудов Гелланика, которыми мы располагаем, можно понять, что они имели в своей основе мифо-эпические предания. Мы также можем на основании этих фрагментов и пересказов понять тематику трудов Гелланика, и иногда жанр, форму, в каких они написаны.

Труды Гелланика можно разделить на несколько групп: сочинения, посвященные деяниям потомков какого-либо бога или героя древнегреческих мифо-эпических преданий, произведения, повествующие об истории различных стран, регионов Древнего мира, и труды, которые имеют как бы энциклопедический характер.

К первой группе, видимо, относится произведение, посвященное Атланту, персонажу античной мифологии и его потомкам — «Атлантиада». В источниках встречаются и другие варианты его названия — «Атлантида», «Атлантика».

Согласно классификации произведений Гелланика, приведенной С.И.Соболевским в учебнике «История греческой литературы», «Атлантиада» относится к генеалогическим сочинениям, в основе которых лежат генеалогии мифо-эпических героев.

А.И.Немировский, анализируя творчество Гелланика, находит необъяснимым тот факт, что в перечне его произведений нет названия, имеющего отношение к острову Криту, с которым связано столько античных мифов. Вряд ли в своем систематическом освещении генеалогии и истории всех областей древней Эгеиды и связанных с ней восточных стран Гелланик мог опустить Крит. Таким образом, исследователь косвенным путем приходит к мысли, что «Атлантиада» Гелланика имела отношение именно к Криту. По мнению А.И.Немировского, «Атлантиада» есть введение ко всем генеалогическим трудам Гелланика. Она отразила в себе все мифы об Атланте и его потомках. Исследователь считает, что это был древнейший, «допотопный» слой греческой мифологии, который предшествовал мифам фессалийского, беотийского и троянского циклов. Как подборка древнейших легенд «Атлантиада» включала, прежде всего, мифы минойского Крита, отражавшие морское могущество Критской державы, ее древнейшие связи с Малой Азией, Пелопоннесом и освоение Западного Средиземноморья. Мифы об Атланте с потомством, по мнению А.И.Немировского, свидетельствуют также о характерных для минойского Крита чертах религии, в которой преобладали женские начала над мужскими, и существовал культ богини-матери (имеется в виду особое почитание дочерей Атланта Плеяд, которые стали прародительницами большей части героев и богов Древней Греции).

Таким образом, А.И.Немировский признает догреческие истоки мифо-эпического предания об Атланте и его потомках.

Название «Атлантиада», состоит, по-видимому, из двух слов — имени «Атлант» и слова «аэдо»- петь, воспевать (отсюда название певцов, составителей эпических поэм — аэды). Это типичное название для эпоса, эпической поэмы, где воспеваются славные деяния мифо-эпических бога или героя, о чем свидетельствует присутствие в названии корня ««абсо» (можно провести аналогию с названием гомеровского эпоса «Илиада»).

В источнике «Схолии к Еврипиду» также находим пересказ фрагмента произведения Гелланика об Атланте — «Атлантида». По-видимому, это другой вариант названия «Атлантиады». В центре внимания «Атлантиды» — деяния и подвиги потомков Атланта (как показывает суффикс — ид, который фигурирует в названии, обозначающий принадлежность главных героев к роду Атланта): «Гелланик в написанной им «Атлантиде» говорит, что было четыре сына — Архенор, Менестратон, Архагор; а дочери — три: Пелопия, Огигия, Астикратейя».

Сведения и частичное содержание сочинения, посвященного Атланту и его славному роду, находим и в «Схолиях к Гомеру»: «Говорит и Гелланик в первой части «Атлантики» о тех, кто вступил в связь с богами: Тайгета с Днем (Зевсом), от которых Дардан; Алкиона с Посейдоном, от которых Гирией; Стеропа с Ареем, от которых Ойномай; Келено с Посейдоном, от которых Лик; Меропа со смертным Сисифом, от которых Главк».

Этот пересказ фрагмента «Атлантики» интересен тем, что в нем перечислены имена пяти дочерей Атланта — Атлантид Тайгеты, Алкионы, Стеропы, Келено, Меропы.

По нашему мнению, «Атлантиада» — это эпическая поэма, эпос, воспевающий деяния Атланта и его потомков.

Во-первых, об этом свидетельствует этимология названия произведения Гелланика.

Во-вторых, «Атлантиада» опиралась, видимо, на мифо-эпическое предание об Атланте и Атлантиде, предшествующее ее написанию: «Атлантиада» завершает собой эпическую традицию бытования предания. Как доказывает содержание приведенного выше фрагмента, она воспевает славное потомство Атланта, род героев, которому, согласно древней античной традиции, дали начало Атлантиды, вступив в союз с богами, или со знаменитыми героями Древней Греции. Так, во фрагменте упоминается сын Тайгеты и Зевса Дардан, который является, согласно преданию, предком славных Троянских героев и основателем Трои.

В-третьих, «Атлантиада», по-видимому, написана Геллаником в стихах, так как о другом его произведении, «Форониде», также основанном на мифо-эпических преданиях о героях и богах Древней Греции, есть точные сведения, что оно имеет стихотворную форму: Климент Александрийский называет создателя «Форониды» поэтом.

Гелланик создал на основе древнего мифо-эпического предания об Атланте и Атлантиде стихотворное произведение, эпическую поэму, и, придав ему законченную литературную форму, подвел итог его длительному развитию, бытованию. Те многочисленные сведения об Атланте, которые мы находим уже у самых ранних античных авторов, включая Гомера («Одиссея» 150), Гесиода («Теогония» 507-509), Эсхила («Прометей прикованный» 420-425), живших задолго до Гелланика, свидетельствуют о бытовании у древних греков эпического предания об Атланте.

«Атлантиада» — единственное известное нам произведение в античной литературе в целом, и конкретно в эпическом жанре, полностью посвященное Атланту и его потомкам, частичное содержание и сведения о котором до нас дошли. Возможно, и до Гелланика существовали героические эпические поэмы, эпос, созданный на основе этого предания, под влиянием которых он написал свои эпические произведения об Атланте, но о них ничего неизвестно.

К сочинениям, созданным на основе преданий о героях, богах Древней Греции и их деяниях, об их потомках, безусловно, можно отнести и «Форониду».

По мнению С.И.Соболевского, в основе «Форониды» лежит мифо-эпическая история Аргоса.

Частичное содержание, пересказ «Форониды» приводит Дионисий Галикарнасский: «Гелланик в «Форониде» имеет слово такое: от Пеласга, царя их и Мениппы, дочери Пенея, родился Фрастор, отец Аминтора, Тевтамида, и Нана. Во время его царствования Пеласги были выгнаны Эллинами, и оставив корабли в Ионийском заливе на реке Спинетис, захватили город Кротон, и отсюда отступив, основали город, называемый теперь Тирсения».

Ссылку на «Форониду» находим и в Схолиях к Гесиоду: «Гелланик в десятой части «Форониды» говорит, что Гесиод от Орфея» (надо полагать, потомок, или преемник Орфея).

«Форонида» имела под собой мифо-эпическое предание о Форонее, и, как таковая, посвящена деяниям и подвигам Форонея и его потомков (Пеласга и др.).

Вот что сообщает о Форонее мифограф Гигин: «Инах, сын Океана, и его сестра Аргия произвели на свет Форонея, который, как говорят, первым царствовал над смертными. Люди много веков назад жили без городов и законов, говоря на одном языке, под властью Юпитера, но когда Меркурий перевел языки людей, отчего переводчик называется герменевтес (ведь Меркурия по-гречески зовут Гермес), и когда он же разделил народы, тогда между смертными начался раздор, что не понравилось Юпитеру. Поэтому он передал начало царской власти Форонею за то, что он первым совершил священнодействия в честь Юноны».

У Климента Александрийского в «Строматах» о временах Форонея говорится так: «В царствование Форонея, преемника Инаха, Элладу постиг потоп Огигея. В это же время возвысилось Сикионское царство в лице первых своих царей, Эгиалея, потом Европа и затем Телхина, в то же время на острове Крит царствовал Крит. Это нужно признать на том основании, что Акусилай называет Форонея первым человеком, отчего и автор «Форониды» называет его «отцом смертных людей», Климент Александрийский также цитирует поэта, создавшего «Форониду» — Гелланика.

По другим источникам, Фороней — первый человек, который основал и населил торговый город, он брат Ио, сын речного бога Инаха и нимфы Мелии. Позднее этот город, названный Фороний, был переименован в Аргос. Фороней был также первым, кто научился применять огонь, украденный Прометеем. Он женился на нимфе Кердо, правил всем Пелопоннесом и стал поклоняться Гере. Когда он умер, его сыновья Пеласг, Иас и Агенор разделили Пелопоннес между собой, а его сын Кар основал город Мегару.

Как видно, мифо-эпические функции Форонея налицо: он божественного происхождения, первый царствует над родом смертных, устанавливает и совершает священнодействия в честь богини Геры (жреческие функции), он первый основал и населил торговый город, научился применять огонь (функции культурного героя).

Опираясь на слова Климента Александрийского, который назвал Гелланика поэтом, создавшим «Форониду», мы можем сделать вывод, что «Форонида» была написана в стихах: основное значение слова «стихотворец, поэт», а это «сочинение стихотворных произведений, стихотворство, поэзия». По словам Климента Александрийского, Гелланик в своей поэме называет Форонея «отцом смертных людей». В этом определении, характеристике Форонея мы видим еще одно подтверждение того, что «Форонида» была написана в эпическом стиле, а сам Фороней — эпический герой. Сочетание «смертные люди» — это очень распространенное эпическое клише, часто употребляющаяся в гомеровском эпосе эпическая формула: «Дардан же родил сына, царя Эрихтония, который был самый богатый из смертных людей»; «и Ганимед богоравный, который был прекраснейший из смертных людей». В «Илиаде» встречается также эпическая формула, клише «отец людей и богов», которая употребляется по отношению к богу Зевсу: «…там коней удержал отец богов и людей, и от ярма освободив, окружил их мраком великим».

Таким образом, «Форониду», которая написана Геллаником в том же жанре — жанре эпической поэмы, мы можем поставить в один ряд с «Атлантиадой».

В «Схолиях к Аполлонию Родосскому» находим частичные сведения о содержании сочинения под названием «Девкалионейя». В ее основе — история Фессалии. Оно называно по имени Девкалиона, потомком которого был Фессал, герой-эпоним Фессалии: «Гелланик в первой части «Девкалионейи» говорит, что Девкалион царствовал над Фессалией; «Что Девкалион построил алтарь богам, Гелланик говорит в своем сочинении»; «Что Девкалион, сын Прометея, царствовал над Фессалией, Гелланик говорит; и что он построил алтарь двенадцати богам».

Источник свидетельствует о том, что было письменное сочинение, Гелланика о Девкалионе и его потомках, их деяниях.

О Девкалионе у древних греков также существовало мифо-эпическое предание, которое легло в основу сочинения Гелланика.

Девкалион, согласно преданию, — сын Прометея. Мифограф Гигин сообщает, что «Когда случился катаклисмос, который мы называем потопом или наводнением, погиб весь человеческий род, кроме Девкалиона и Пирры, которые бежали на гору Этну, которая, как говорят, в Сицилии самая высокая. Они не могли жить в одиночестве и попросили Юпитера или дать им людей, или подвергнуть их самих такой же гибели. Тогда Юпитер велел им бросать за спину камни. Тем, которые бросал Девкалион, он повелел становиться мужчинами, а тем, которые Пирра — женщинами».

О Девкалионе, Пирре, потопе повествуют многие античные источники.

По приведенным ссылкам и сведениям о содержании этого произведения не очень понятно, было оно написано в стихах или прозе, но по аналогии с другими произведениями, стоящими в одном ряду и похожими по содержанию, тематике на «Девкалионе» — эпическими поэмами «Атлантиада», «Форонида» — мы можем предположить, что оно было эпической поэмой в стихах.

Гелланик является и автором сочинения «Асопида». Ссылка на этот труд встречается у Марцеллина: «Мильтиад, который основал Херсонес. Свидетельствует о том и Гелланик в написанной им «Асопиде».

Мифо-эпическое предание об Асопе и деяниях героев, ведущих свое происхождение от него (как опять же свидетельствует суффикс – и т.д.), по-видимому, лежит в основе «Асопиды» (судя по названию сочинения — от имени Астолтод — Асоп).

Согласно Аполлодору, «Асоп — бог реки Асоп в Греции, сын Посейдона и нимфы Перо. У Асопа двенадцать дочерей и два сына — эпонимы городов и островов. Дочь Асопа Эги — на, которую соблазнил и похитил Зевс, родила Эака. Узнав от Сисифа о похищении Эгины, Асоп стал преследовать Зевса, но был вынужден возвратиться в родное русло, так как Зевс устрашил его своими молниями».

Таким образом, текстологически подтверждается, что «Атлантиада», произведение античной литературы, созданное на основе древнего мифо-эпического предания об Атланте и Атлантиде, и ряд других произведений — «Форонида», «Девкалионейя», «Асопида», были написаны автором в эпическом жанре. Хотя эти произведения и дошли до нас в небольших фрагментах и пересказах, мы имеем в них ряд указаний на то, что они были созданы в эпическом стиле. Во-первых, они, как все эпические поэмы, имеют в своей основе мифо — эпические предания (как сказано у Дионисия Галикарнасского): их персонажи — мифо-эпические герои и боги. Во-вторых, они написаны в стихах (как эпические поэмы Гомера). В-третьих, при характеристике героев поэм используются традиционные для эпоса формулы.

Чтобы составить наиболее полное представление о творчестве Гелланика, автора эпической «Атлантиады», необходимо рассмотреть и другую группу его сочинений, где в центре внимания автора находится какая-либо страна, область, город, и все повествование приурочено именно к определенному географическому региону — передаются мифо-эпические предания, связанные с ним, исторические факты, географические сведения, заметки о социокультурном значении данного региона, страны, города. Гелланик собранные им мифо-эпические предания делит на группы по их географическому распространению.

В учебнике под редакцией С.И.Соболевского вышеупомянутые произведения характеризуются как хорографические. В этих сочинениях речь шла об основании городов и об их истории от древнейших времен до времени автора.

Например, Гелланик является автором произведения, которое, судя по названию, рассказывает о Трое (в ее основе, по-видимому, лежат мифы Троянского цикла), о мифо-эпических героях, которые были родом оттуда, ее истории, природе: «Батиэйа: возвышенность Трои. Называется от некоего Батейя, как Гелланик говорит в первой части «Троики»».

Небольшой пересказ из этого труда встречается и в «Схолиях к Гомеру» (к «Илиаде»): «Гелланик говорит, что они (боги) испытывали Лаомедонта. Он пишет (урафа) в первой части «Троики»: «Говорят, что после этого Посейдон и Аполлон были в рабстве у Лаомедонта, так как он был гордец, дерзкий и боги испытывали его. Они построили каменную стену в Илионе у самого крайнего из холмов, что теперь называется Пергам»

Термин «урафа», который обычно употребляется по отношению к прозаическим сочинениям, может свидетельствовать о том, что «Тройка» была написана Геллаником в прозе.

Также сохранилось частичное содержание труда под названием «Египтиака», в центре которого были, по-видимому, мифы, легенды, предания, связанные с Египтом, сведения о жизни, обычаях египтян: «Гелланик в «Египтиаке»: «У египтян в домах хранится медная фиала, и медная чаша и медная эфания». Этот труд, как и предыдущий, возможно, был создан в прозе, на что указывает термин, который употребляет Атеней, ссылаясь на него — урафа, подобно прозаическим изложениям мифо-эпических преданий на разные темы у поздних мифографов — Аполлодора, Павсания.

Был также труд Гелланика, который назывался «Индийцы»: «Гелланик в «Индийцах» говорит, что есть источник под названием Силла, у которого самые быстрые воды погружаются в море».

Сохранились также сведения о содержании сочинения «Персика», посвященного Персии: «Гелланик говорит в первой части «Персики» так: «Когда умер Кефей, кефейцы, отправляясь в поход из Вавилона, выступили из страны и захватили Артею: земля Вавилона больше не называлась Кефея и люди, жители Кефеи, кефейцами, но Халдеями, и вся эта земля теперь называется Халдейской».

Гелланик является также автором труда, в основе которого лежит история Аттики — «Аттиды». Ссылка на нее есть в Лексиконе Гарпократа: «Мунихия… Гелланик во второй части «Аттиды» говорит, что ведет название от Муниха, некоего царя Пантаклеи». По-видимому, в основе этого труда лежит история Аттики, история, где главную роль играют мифо-эпические предания об Аттике и ее героях, бытовавшие у древних греков.

В «Схолиях к Пиндару» встречается ссылка на произведение «Эолика»: «Об Оресте в колонии Эолиды рассказал Гелланик в первой книге (части) «Эолики». В центре «Эолики» — рассказ, исследование об Эолиде, знаменитой области Древней Греции, основанный в значительной степени, на мифо-эпических преданиях о ней и героях, которые каким-либо образом связаны с ней. Термин может свидетельствовать о том, что Гелланик в «Эолике» стремится дать рассказ, основанный на достоверных, исторических фактах, полученных путем исследования (слово обозначает «исследование, распрос, знание», или «рассказ», «история»). Иными словами, Гелланик создавая это произведение, стремился к исторической истине, к истине факта. Термин также свидетельствует о том, что «Эолика» — рассказ, повествование в прозе, так как рассказ — это прозаический жанр.

Гелланику принадлежит и сочинение «Фессалика»: «Тетрархия: когда в Фессалии было 4 части, каждая часть называлась тетра. Согласно тому, что говорит Гелланик в «Фессалике».

У Стефана Византийского упоминается «Лесбика» — сочинение об острове Лесбос: «Малоэйс: Аполлон на Лесбосе. И место священнодействия Малоэйс, как Гелланик говорит в первой части сочинения «Лесбика».

Известно и еще об одном сочинении из этой группы: «Гелланик Лесбосский в «Фивах Египетских» рассказывает, что пещера в городе, в которой триста дней в году — безветрие, а в другие дни — ветер». Как указывает термин «loropei», «Фивы Египетские» — рассказ, повествование, основанное на фактах, полученных путем исследования, претендующее на историческую истину, написанное в прозе, как «Эолика».

Было сочинение Гелланика и об Аркадии: «И другой, о котором упоминает Гелланик в сочинении об Аркадии».

Таким образом, часть произведений Гелланика этой группы написаны в прозе, и представляют собой повествования, рассказы, претендующие на историческую достоверность, что подтверждается текстологически — «Египтиака», «Тройка», «Эолика», «Фивы Египетские». О жанре других произведениях этой группы мы не можем сказать точно.

Гелланик является также автором ряда сочинений на самые разнообразные темы, в основе которых лежит стремление систематизировать, упорядочить сведения, знания в какой-либо сфере, или написать хронику, историю зарождения, развития каких-нибудь культурных, общественных явлений — религиозных культов, обычаев, традиций, праздников.

Согласно классификации, приведенной в «Истории греческой литературы», эта группа произведений относится к хронологическим сочинениям Гелланика.

Так, Гелланик написал произведение под названием «Карнейские победы», которое, судя по названию, имело своей целью рассказать о победителях на Карнее — празднике в честь Аполлона Карнейского, который ежегодно праздновали в Лакедемоне, в месяц, который назывался Карней: «Что и Терпандр старше Анакреонта, становится понятным из следующего факта: на Карнее самый первый из всех победил Терпандр, как Гелланик повествует (историей) в метрических «Карнейских победах» и в прозаических».

Как следует из источника, «Карнейские победы» были написаны и в виде поэмы, в стихах, и в виде прозаического повествования, основанного на точных, достоверных сведениях, фактах, как свидетельствует термин. Произведение существовало в двух вариантах, или частях. По-видимому, «Карнейские победы» перечисляли имена тех, кто побеждал на Карнее, давали о них биографические сведения, и, возможно, его участников, которые на празднике в честь Аполлона Карнейского соревновались в различных видах искусства — музыке, лирической поэзии и т.д., а также повествовали об истории этого праздника, о его установлении, культе Аполлона.

Гелланик является также автором труда «Жрицы Геры». Частичное содержание его приводит Стефан Византийский: «Гелланик во второй части «Жриц Геры»: «Феоклес из Халкиды вместе с халкидейцами и наксосцами построил город на Сицилии».

В этом сочинении был список жриц Геры в Аргосе.

Приведем ссылку на еще один труд Гелланика под названием «Жрицы»: «Гелланик в первой части «Жриц»: «Феак, сын Посейдона и Керкиры, дочери Асопиды, от которой называется остров Керкира, прежде называвшейся Дрепана и Схерия».

Согласно С.И.Соболевскому, в этом сочинении в летописной форме излагались события всей Эллады. Год обозначался именем жрицы, и под каждым годом излагались события, происшедшие в этом году. В основу данной хронологии были взяты имена жриц, потому что храм Геры в Арголиде пользовался уважением в Элладе и по его жрицам велся счет годов не только в Арголиде, но и в других местах.

Кроме событий Греции, в этой хронике излагались также мифические события Сицилии и Италии.

Гелланику принадлежит и труд «Названия народов», где он, по-видимому, выдвигал свои версии происхождения названий народов (по всей вероятности, частично почерпнутые из мифо-эпических преданий, сведений, учитывая общий характер творчества логографа Гелланика) (ссылка на него у Атенея), а также труд под названием «Основания».

У Атенея, который очень часто ссылается на труды Гелланика, встречается и упоминание о сочинении, которое называется «В путешествии к [оракулу] Аммона» (Аммон — один из главных богов Древнего Египта): «Этот плод назвал фиником и Гелланик в [труде] «В путешествии к [оракулу] Аммона», если запись верна».

Из этой группы произведений мы располагаем точными сведениями только о жанре «Карнеоников».

Таким образом, сочинение Гелланика «Атлантиада», как показал текстологический анализ ее фрагментов и пересказов и ряда других его произведений, создано в жанре эпической поэмы; оно вело свое начало от до греческого героического эпоса об Атланте, который не дошел до нас, и завершало, подводило итог бытованию эпических традиций — об Атлантиде и Атланте.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Это не спам.
сделано dimoning.ru