browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

Артем Корсун: Sucellus et Nantosuelta

Posted by on Сентябрь 13, 2016
Иконография Суцеллюса имеет много общего с последующей иконографией Иисуса. причём заимствование может быть прямое, либо же параллельное (и кельты и христиане заимствовали иконографию у греческого Геракла). Суцеллюс имеет много общего с образом Иисуса как доброго пастыря. Римляне воспринимали Суцеллюса как одного из ларов (домашних божество, духов предков), однако его образ намного шире.
14311251_1225164294192596_5823642650108084951_o

This statue of Sucellus is the earliest known likeness of the god (ca. 1st century AD). It is from a Roman home in France and was found in a household shrine (lararium). Walters Art Museum, Baltimore.

В руках у Суцеллюса кубок, который в принципе можно назвать колоколообразным. Римляне называли его olla. Кельты и галло-римское население использовали его для захоронения праха после кремации. В переднеазиатско-дунайском культурном круге глина была священным божеством богини плодородия, поэтому такой сосуд должен был символизировать матку и перерождение в новом теле. Аналогичный мотив есть и в этрусском искусстве, где богиня Менрва вынимает бога Мариса из большого керамического сосуда. Этрусское изображение связано с записанным Лукианом Марисом, рождавшимся трижды и прожившим три раза по 100 лет.
В другой руке Суцеллюса находится молот. По одной из версий, от молота же этимологизируется и его имя. Вполне вероятно, что образ Молота Тора возник именно под влиянием иконографии Суцеллюса.
14352492_1225174254191600_1144530786530171602_o

The Celtic god Sucellus with his characteristic hammer and olla.

Если Суцеллюс имеет отношение к реинкарнации, то молот служит заменой более раннему лябрису. Датировать эту замену временем сразу после ИЕ инвазии (культура боевых топоров КБТ/КШК), когда обязательным элементом в ИЕ погребении является боевой топор. Обычно он считается индикатором воинственности ИЕ племён, оседавших в стрессовых для степных кочевников условиях лесной зоны. Не исключая воинственности ИЕ и их разборок и между собой и с остатками местного населения, следует отметить, что путь в посмертие для племён КБТ был связан с одним или несколькими битвами и/или топор необходим для участия умершего в последней битве в конце времён, когда умершие восстанут из могил и будут сражаться с силами зла (из этого в какой-то мере вырос и Рагнарёк). Также предполагается, что загробный мир для КБТ был подобен Вальгалле и доступен только тем, кто был в состоянии держать в руках боевой топор. В результате культурной метисации ритуальный топор лябрис заменил более практичный боевой топор, а затем он трансформировался в боевой молот.
На связь Суцеллюса с погребальными ритуалами указывает и то, что он часто изображается со своей супругой богиней Нантосуэльтой. В ирландских сагах она относится к племенам богини Дану (Туата де Дананн, отождествляемых по «Книге захватов Ирландии» с культурой кубков) и является супругой бога Дагды (восточнославянского Даждьбога). Записанные после саг тексты отождествляют Нантосуэльту с богиней смерти и войны Морриган. Известно изображение Нантосуэльты с круглым жилищем на шесте и вороном, сделанное на территории племени медиоматриков. Ворон сближает её с Морриган и делает её богиней смерти, вернее хтонической ипостасью трёхтелой богини. Считалось, что Нантосуэльта превращается в ворона/ворону перед тем как вылететь на поле битвы.
Relief of Nantosuelta and Sucellus from Sarrebourg. Now in the Museums of Metz.

Relief of Nantosuelta and Sucellus from Sarrebourg. Now in the Museums of Metz.

Намного более многозначен образ круглого жилища. Круглоплановые постройки характерны как для Африки, так и для культур Атлантического побережья Европы, где они сохранились вплоть до поздней Бронзы (континентальная Европа) и даже до римского времени (Британские острова). Типологически они близкородственны и доказывают африканское происхождение мегалитизма. В верованиях современных кельтов такие постройки считаются жилищами фей. Этнографические записи зафиксировали такие дома фей в Ирландии. Их обустраивали на полях и угодьях, желая привлечь к своим землям фей.

На этом рельефе мы также видим голову Солнца, что позволяет считать считать её одной из солнечных богинь, что любопытно параллелью с богом Дагдой/Даждьбогом, который представлялся прежде всего именно солнечным божеством.
Вторая ассоциация с круглым предметом на шесте — это тот самый olla, который держит в руках Суцеллюс. В данном случае шест и круглый сосуд служит метафорой полового акта, как процесса, способствующего реинкарнации умерших.
A depiction of Nantosuelta from Speyer, showing her distinctive sceptre and birds. The head of Sol can be seen in the tympanum.

A depiction of Nantosuelta from Speyer, showing her distinctive sceptre and birds. The head of Sol can be seen in the tympanum.

Третья ассоциативная линия сближает olla с пчелиным ульем. Пчёлы почитались в Западном Средиземноморье, Египте, Эгеиде и Канаане, но в более северной части Европы, как и Европе Восточной следы их божеств неизвестны до исторического времени. Наполеон даже избрал пчелу своим геральдическим символом. Обожествление пчелы как животного солнечного божества шло не по принятой в поздних этнографичес

ких записях связи с трудолюбием, а в связи с мумификацией. Покинув аридизирующуюся Сахару мегалитические племена искали новые неприродные способы мумификации и в числе таких способов были и методики связанные с использованием мёда. Жало пчелы способствовало и ассоциированию хтонического (и военного) аспекта Нантосуэллы. В связи с этим интересен мотив “Песни Деборы” как жрицы языческого Израиля, произносящей заклинание на врагов.

 Четвёртая ассоциация — тыква, отсылающая к Хэллоуину. Прародиной тыквы, как и прародиной мегалитических племён была Сахара, поэтому использование тыквы в ритуалах ежегодного праздника умерших логично ассоциировало плод из прародины с путём в/из посмертие.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Это не спам.
сделано dimoning.ru