You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.
Иконография Суцеллюса имеет много общего с последующей иконографией Иисуса. причём заимствование может быть прямое, либо же параллельное (и кельты и христиане заимствовали иконографию у греческого Геракла). Суцеллюс имеет много общего с образом Иисуса как доброго пастыря. Римляне воспринимали Суцеллюса как одного из ларов (домашних божество, духов предков), однако его образ намного шире.
В руках у Суцеллюса кубок, который в принципе можно назвать колоколообразным. Римляне называли его olla. Кельты и галло-римское население использовали его для захоронения праха после кремации. В переднеазиатско-дунайском культурном круге глина была священным божеством богини плодородия, поэтому такой сосуд должен был символизировать матку и перерождение в новом теле. Аналогичный мотив есть и в этрусском искусстве, где богиня Менрва вынимает бога Мариса из большого керамического сосуда. Этрусское изображение связано с записанным Лукианом Марисом, рождавшимся трижды и прожившим три раза по 100 лет.
В другой руке Суцеллюса находится молот. По одной из версий, от молота же этимологизируется и его имя. Вполне вероятно, что образ Молота Тора возник именно под влиянием иконографии Суцеллюса.
Если Суцеллюс имеет отношение к реинкарнации, то молот служит заменой более раннему лябрису. Датировать эту замену временем сразу после ИЕ инвазии (культура боевых топоров КБТ/КШК), когда обязательным элементом в ИЕ погребении является боевой топор. Обычно он считается индикатором воинственности ИЕ племён, оседавших в стрессовых для степных кочевников условиях лесной зоны. Не исключая воинственности ИЕ и их разборок и между собой и с остатками местного населения, следует отметить, что путь в посмертие для племён КБТ был связан с одним или несколькими битвами и/или топор необходим для участия умершего в последней битве в конце времён, когда умершие восстанут из могил и будут сражаться с силами зла (из этого в какой-то мере вырос и Рагнарёк). Также предполагается, что загробный мир для КБТ был подобен Вальгалле и доступен только тем, кто был в состоянии держать в руках боевой топор. В результате культурной метисации ритуальный топор лябрис заменил более практичный боевой топор, а затем он трансформировался в боевой молот.
Relief of Nantosuelta and Sucellus from Sarrebourg. Now in the Museums of Metz.
Намного более многозначен образ круглого жилища. Круглоплановые постройки характерны как для Африки, так и для культур Атлантического побережья Европы, где они сохранились вплоть до поздней Бронзы (континентальная Европа) и даже до римского времени (Британские острова). Типологически они близкородственны и доказывают африканское происхождение мегалитизма. В верованиях современных кельтов такие постройки считаются жилищами фей. Этнографические записи зафиксировали такие дома фей в Ирландии. Их обустраивали на полях и угодьях, желая привлечь к своим землям фей.
Вторая ассоциация с круглым предметом на шесте — это тот самый olla, который держит в руках Суцеллюс. В данном случае шест и круглый сосуд служит метафорой полового акта, как процесса, способствующего реинкарнации умерших.
A depiction of Nantosuelta from Speyer, showing her distinctive sceptre and birds. The head of Sol can be seen in the tympanum.
Третья ассоциативная линия сближает olla с пчелиным ульем. Пчёлы почитались в Западном Средиземноморье, Египте, Эгеиде и Канаане, но в более северной части Европы, как и Европе Восточной следы их божеств неизвестны до исторического времени. Наполеон даже избрал пчелу своим геральдическим символом. Обожествление пчелы как животного солнечного божества шло не по принятой в поздних этнографичес
ких записях связи с трудолюбием, а в связи с мумификацией. Покинув аридизирующуюся Сахару мегалитические племена искали новые неприродные способы мумификации и в числе таких способов были и методики связанные с использованием мёда. Жало пчелы способствовало и ассоциированию хтонического (и военного) аспекта Нантосуэллы. В связи с этим интересен мотив “Песни Деборы” как жрицы языческого Израиля, произносящей заклинание на врагов.
Четвёртая ассоциация — тыква, отсылающая к Хэллоуину. Прародиной тыквы, как и прародиной мегалитических племён была Сахара, поэтому использование тыквы в ритуалах ежегодного праздника умерших логично ассоциировало плод из прародины с путём в/из посмертие.