browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

Олег Гуцуляк: Атлантида в Библии: Близнецы Звулун и Иссахар

Posted by on Декабрь 1, 2014
Рисунок Татьяны Зеленченко,

Рисунок Татьяны Зеленченко

НОВАЯ РЕДАКЦИЯ СТАТЬИ находится здесь — http://www.proza.ru/2015/04/17/159

Известно, что христианские апологеты считали греческие мифы весьма искаженными сведениями из священной еврейской истории. Не миновало это и рассказа Платона об Атлантиде.

Как упоминает христианский паломник на Ближний Восток, академик и основатель русской атлантологии А. Норов, «… шведскій ученый писатель Іоаннъ Эвреній, предпринялъ вывести изъ баснословнаго мрака преданіе объ Атлантидѣ. Его предположенія были нѣсколько пополнены Баеромъ. Они оба сблизили повѣствованіе объ Атлантахъ съ Исторіею Библейскою…Эвреній нашелъ и, какъ мы полагаемъ, доказалъ, что греческія имена Нептуна и его сыновей переведены въ буквальномъ смыслѣ съ еврейскихъ именъ: Израиля, Гада, Іосифа, Асира, Іуды, Дана, Завулона, Нефѳалима, Сумеона и Рувима, и что это раздѣленіе Атлантиды выражаетъ, одѣтое баснословнымъ вымысломъ, раздѣленіе Земли Обѣтованной между дѣтьми Іакова. Предлагаемъ для знающихъ еврейскій и греческій языкъ это крайне любопытное толкованіе Евренія. Старшій сынъ Нептуна, царь Атлантиды, Атласъ представля етъ самаго Израиля. Ατλας есть переводъ слова: Израиль ישראל отъ корня, שרר, слово значующее: превзойти, побороть, съ тѣмъ различіемъ, что греческое слово выражаетъ просто бойца или побѣдителя, а еврейское борьбу Израиля съ Богомъ. (Замѣтимъ, что стихъ 4 и 5 главы ХП. Прор. Ос. вполнѣ объясняетъ это словопроизводство). 2-й сынъ Евмилъ, Εϋμηλος, богатый овцами въ еврейскомъ смыслѣ это גדח овенъ, выражаетъ имя Гадъ, גד, хотя, въ смыслѣ Писанія, означаетъ толпу, войско. 3-й Амфересъ, Άμφήρης; отъ αμφερω, άναφερω, ехtollo, sur sum fеrrо, въ Евр. Іосифъ, отъ יםת аddidit, сrеscеrе fеcit. 4-й Евдемонъ, Εύδαίμον beatus, тоже что Асиръ, гдѣ ךשר beatus. 5-й Азаисъ Άζαής; отъ Άζω сolо, vеnеror, чтить, уважать. Евр. Іуда отъ ירח спряженіи Гифиль, значитъ восхваляетъ, прославляетъ. 6-й Мнесторѣ или Мисторъ Μνηςωρ рrudеns, реritus или Μηςορ отъ Μηδος; вниманіе, совѣтъ, отъ чего Μήςορ Мудрый.   Евр. Данъ отъ разсматривать, судить. 7-й Автохθеонъ Άυτοχθων, juхta habitans in еadеm tеrrа, оже что въ Евр. Завулонъ, отъ ובל, т. е. juхta habitavit, сohabitavit. 8-й Еласиппъ Έλασίππος; отъ έλασις, militaris ехреditіо, или отъ έλάυνω, ех реllеrе, съ прибавленіемъ ϊππος, усугубляющимъ выраженіе; по Евр. Неѳфалимъ, отъ въ спряж. Нифиль значитъ: бороться. 9-й. Мнизей, Μνήσευς, отъ μνησις, mеmoriа rеsonans, famа аudita, по Евр. Симеонъ отъ resonuit, audivit famam. 10-й Діапреписъ Διαπρεπης; отъ δια πρέπω, dесorus et ехсеllеns sum, выражаетъ Рувима, отъ соnsріcuus, magnus, auctus еst, сrеvit, быть возвышену отличену. Евреній находитъ даже много сближеній въ описаніи храма Нептунова на островѣ Атлантидѣ съ описаніемъ храма Соломонова» [Норов А. Атлантида // Норов А. Путешествие к семи церквам, упоминаемым в Апокалипсисе. – СПб: В типографии III Отделения Собственной Е.И.В. канцелярии, 1847. – С. 29-30].

***

12 Колен Израилевы – это племена потомков двенадцати сыновей Иакова, объединившихся после Исхода из Египта (ок. 13 в. до н. э.) в единый народ Израиля. При первом перечислении колен Библия называет их именами 12 сыновей Иакова (Быт. 49:28). В Земле обетованной – Земле Израильской – каждое колено получило свой удел.

Завулон (Звулун, Зевулон, Звулон; греч. Ζαβουλών, евр. zebulun, от zabal, «оставаться», «находиться», zebul, «помещение», «храм») – десятый сын Иакова и шестой из сыновей Лии, родоначальник одноименного колена (Быт 30:19,20; Исх 1:3). Лия назвала его так при рождении, сказав: «теперь будет жить у меня муж мой».

Завулон вместе со своими тремя сыновьями – Середом, Елоном и Иахлеилом – сопровождал Иакова в Египет (Быт 46:14).

Иаков напутствовал своего сына следующими словами: «ЗВУЛУН У БЕРЕГА МОРЕЙ ВОДВОРИТСЯ, ОН И У КОРАБЕЛЬНОЙ ПРИСТАНИ, ПРЕДЕЛ ЕГО – ДО ЦИДОНА». При разделе Израиля он получил часть земли между Галилейском озером и Средиземным морем с плодородной равниной и городами Вифлеем, Назарет, Кана, Тивериада и др.

Камнем этого племени был алмаз, а эмблема колена Звулуна – знамя белого цвета с кораблем. Девятый календарный месяц – это сиван. Его зодиакальный знак – созвездие Близнецов.

Из колена Завулона происходил судья Елон (Суд 12:11,12). Вместе с другими коленами завулоняне пришли в Хеврон, чтобы воцарить Давида (1 Пар 12:33,40). После падения израильского Северного царства некоторые израильтяне из колена Завулона последовали призыву Езекии и приняли участие в празднике Пасхи в Иерусалиме (2 Пар 30:10,11,18). Исаия предсказал опустошенной ассирийцами земле Завулона новое благословение; исполнением этого пророчества явилось земное служение Иисуса Христа (Ис 9:1 и след.; Мф 4:12-16), ведь в области колена Завулонова лежали Назарет, Кана Галилейская, Тивериада, гора Фавор. В пророчестве Иезекииля Завулон получает свой удел на юге земли обетованной, между Иссахаром и Гадом (Иез 48:26,27), а среди 144 тыс. запечатленных из 12 израильских колен 12 тыс. будут составлять израильтяне из колена Завулона (Откр 7:8).

Забулон (Завулон) стал элементом народной христианской мифологии (вероятно, из-за схожести еврейского слова «zabolus» («zabulus») с греческим «diabolus». Он – один из демонов, участвовавших в одержимости монахинь в Лудуне (Франция) в 1630-34 гг. Забулон вместе с Асмодеем один из первых овладел сестрой Жанной де Анж. Демоны были насланы священником Урбеном Грандье с букетом роз, переброшенным через монастырскую стену. В последствии Забулон переселился в сестру Клару Сазильи. Считается, что Забулон происходит из чина Престолов.

Звулун и Иссахар как братья часто упоминаются вместе. Они, соответственно, десятый и девятый сыновья Иакова, шестой и пятый сыновья его жены Леи.

Israelites_rusВот как братьев благословил Моисей: «А о Звулуне сказал: Радуйся, Звулун, выходу твоему, а Иссахар – в шатрах твоих. Народ на гору созовут они, там вознесут жертвы благодарности, ибо богатством морей питаться будут и сокровищами, сокрытыми в песке» (Дварим, 33:18-19). «Мидраш» рассказывает нам, что колено Иссахара сидело и усиленно занималось Торой, в то время как люди из колена Звулуна занимались торговлей, отправляясь в длительные и опасные морские путешествия. Награду же они делили поровну – часть духовных благословений, получаемых за изучение Торы Иссахаром, тот отдавал Звулуну, который полностью брал на себя заботу о материальном благосостоянии целиком отдавшего себя изучению Торы Иссахара.

Имя Иссахар (Yissaḫar, Yissaḵār означает «воздаяние, награда, плата» и дано было за то, что Лия предоставила Иакову в жены свою служанку Зилпу (родившую Гада и Ашера). Родился Иссахар десятого числа месяца ав в 2196 году от Сотворения мира, прожил ровно 122 года.

Месяц Ияр (созвездие Быка) – посвящен Иссахару. Эмблема на знамени: солнце и луна на черном фоне. Камень колена Иссахара – сапфир.

Благословение Иакова Исахару звучало так: «ИСАХАР, ОСЕЛ КОСТИСТЫЙ, ЛЕЖАЩИЙ СРЕДИ ЗАГРАД. УВИДЕВ, ЧТО ПОКОЙ ХОРОШ И ЧТО СТРАНА ПРИЯТНА, ОН ПРЕКЛОНИЛ СПИНУ СВОЮ ДЛЯ НОШИ И СТАЛ ПРЕДАННЕЙШИМ ТРУЖЕНИКОМ» (вариант: «Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод. И увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плеча свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани») (Быт. ХLIХ, 14, 15). Потомки его были люди деятельные и при всей привязанности к сельским занятиям отличались мужеством и выносливостью в перенесении тяжестей земледельческих трудов и войны.

Колено Иссахара было третьим по численности среди всех колен (Чис. 26:25). Его владения находилось к северу от уделов Манассии и Ефрема и к югу от Завулона, между Кармилом и Иорданом, и занимало большую часть плодоносной Изреельской равнины с прилежащими к ней горами: Фавором, малым Ермоном, Гелвуем (Нав. 19:17-23). Колену Иссахара была отведена в удел северная часть Земли Обетованной, от горы Кармель на западе до Иордана на востоке. Сегодня эта территория входит в состав Галилеи, городским центром долины является город Афула. Князья его были храбры на войне (Суд. 5:15) и впоследствии содействовали воцарению Давида: «люди разумные, которые знали, что и когда надлежало делать Израилю» (1 Пар. 12:32).

К колену Иссахара принадлежали мудрецы, передававшие по традиции тайны расчета периодов движения светил и созвездий.

У Иссахара было четыре сына ко времени переселения его с отцом и братьями в Египет: Фола, Фува, Иов и Шимрон (Быт. 46, 13). Из этого колена происходил Фола, судивший Израиля 23 года (Суд. X, 1, 2). царь израильский Вааса (III Цар. XV, 27, 28), а также пророк Осия. В новом царстве у пр. Иезекииля удел Иссахаров полагается между коленами Симеоновым и Завулоновым (Иез. 48, 25, 26). Во время земной жизни Христа, многие без сомнения и из этого колена были в числе учеников и последователей Христовых (сн. Мф. IV, 12, 16, I Кор. XV, 6). В «Откровении Иоанна» число запечатленных и от Иссахарова колена, подобно другим коленам, значится двенадцать тысяч (Откр. VII, 7).

Племя Завулона выделялось воинственностью и храбростью. Выступая в поход, они снимались с места первыми (Чис 2:3-9). Звулун принимал активное участие в войнах эпохи Судей (1244 г. до н. э. – 890 г. до н. э.), которая охватывает период библейской истории от смерти Иисуса Навина до разрушения скинии завета в Силоме, что соответствует позднему бронзовому веку. В частности, в походе Гедеона против мадианитян (Суд 6:35) и в войне против Явина (Иавина), царя Асора (Хацора; ныне – самый большой библейский холм (тель) на севере Израиля, расположенный в 6 км севернее Рош-Пины, западнее реки Иорда), которого называют «главою всех царств сих» (Нав. 11:10), то есть всего северного Ханаана.

Явин правил приблизительно 1200-1125 гг. до н. э. и его полководца Сисра (Сисор; Суд 4:6-10; 5:14,18). Она являлась последней кампанией израильских племен против ханаанеев (Суд. V, 15). Этот Явин «жестоко угнетал сынов Израилевых двадцать лет» (Суд. 4:2-4). Согласно Библии, войско Явина под командованием Сисры включало 900 колесниц – средство, которым не располагали евреи, и которое обеспечивало ханаанеям военное превосходство (Суд. 4:5).

88613238_z4«Библия» называет вдохновительницей и руководительницей войны против ханаанского царя Явина пророчицу Дебору. В «Песни Деборы» (Суд. 5) она предстает как народная предводительница, «судья Израиля» (Суд. 4:4) и «мать в Израиле» (Суд. 5:7). Призвав к себе Барака, сына Авиноама, Дебора приказала ему собрать десятитысячное войско из колен Нафтали и Звулуна и выступить против ханаанеев. По настоянию Барака сама Дебора также присоединилась к войску. Еврейское войско расположилось на горе Тавор (Табор, Фавор). Сама гора с её крутыми склонами, покрытыми густой растительностью, была неприступна для колесниц Явина и Сисры, но они и не собирались его атаковать. Сражение произошло в Таанахе, у вод Мегиддо (Суд. 5:19). Колено Иссахара оставалось в засаде, колена Менахема, Эфраима и Биньямина – ждали своего часа, чтобы ударить в тыл Сисре. Сисра во главе колесниц и пешего войска двинулся к долине реки Кишон. Несмотря на то, что войско противника находилось на значительном расстоянии, Дебора приказала Бараку немедленно атаковать ханаанеев, рассчитывая, что разлившийся Кишон помешает действиям колесниц. Но это был рискованный план. Среди воинов Нафтали и Зевулуна должно было быть много жертв. Ведь на равнине колесницы гораздо быстрее пехоты. Но все получилось иначе. Дело в том, что земля равнины не очень подходит для передвижения боевых колесниц. Война, скорее всего, была в начале лета. К началу лета, когда произошла битва, почва уже достаточно сухая, и дожди, обычно, не ожидаются. Но один раз в течение нескольких десятков лет в этом районе наблюдается это редкое, но, тем не менее, хорошо известное явление. Грозовые тучи, пришедшие со стороны Средиземного моря, разразились над Израилем настоящим ливнем. Твердая земля моментально превратилась в болото, колесницы застряли, забуксовали, лошади забились, стали скользить и падать, колесницы начали переворачиваться, цепляясь одна за другую. Их экипажи, не имея возможности перестроиться, обратились в паническое бегство, в ходе которого и были уничтожены. Лишенное защиты колесниц пешее ханаанейское войско также было полностью разгромлено. Сисра бежал с поля боя, бросив колесницу, и, преследуемый израильтянами, пытался укрыться в шатре кенита Хевера, где был убит женой Хевера Яэль (Иаиль; Суд. 4:5). Пророк Самуил вспоминал о Сисаре как о Божьей каре за нечестие Израильтян при поставлении царём Саула (1 Цар. 12:9), а Асаф в «Псалах» вспоминает о Сисаре среди прочих врагов Израиля: «Сделай им то же (то есть врагам), что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона» (Пс. 82:10).508065082

После битвы Дебора произносит воинственный гимн, вошедший в историю, как «Песнь Деборы» (Суд. 5), где описывается печальная судьба врагов Израиля: «Поток Кишон увлек их, поток древний, поток Кишон». Эта победа над Явином и Сисрой привела к завершению существования ханаанейских городов-государств, более развитих, чем захватившие их семитическая, преимущественно, скотоводческая цивилизация «сынов Иакова-Израиля» (1250-1180 гг. до н.э.).

По нашему мнению, царь Явин – это символ не столько «чистых» семитов-ханаанейцев, сколько захвативших часть Ханааан «народов моря», а именно греков-ионийцев (гомер. Iāones, < *Iāwones), т.е. потомков афинского царя Ионы, сына Ксута, сына Эллина, и Креусы, дочери Эрихтея, древнего правителя Аттики.

pandava_25335Ионийцы значительно колонизировали побережье Восточного Средиземноморья, поэтому не удивительно, что данная группа греков была наиболее хорошо известной на Древнем Востоке (в Древнем Египте – j-w-n(-n)-’, в Ассирии – Iawanu, в персидском – Yauna или Yavanu, в арабском – Yunan). Индийцы ещё во времена походов Александра Македонского называли греков архаическим уже для них самих («ионийцы») именем – на санскрите Yavana – «яваны»; на языке пали «йона», – видимо, помня еще более древний конфликт с греками (собственно ионийцами), известный в самой греческой мифологии как «Поход Диониса в Индию», а в «Махабхарате» как война Кришны с асурой Калаяваном («Темным яваном»), сыном брахмана Ганга и принцессы Яваны. Затем который во главе тридцати тысяч яванов вторгся в Матхуру. После их вторжения Кришна вынужден был построить новый город Двараку посреди моря и переселить в него всех жителей Матхуры. Якобы Кришне удалось завлечь Калаявана в пещеру могущественного царя Мучукунду из Солнечной династии, тем самым нарушая его сон (мотив «Спящего / скрытого в скале короля»), и тот своим огненным взором испепелил Калаявана (ср. с хеттским мифом о пробуждении Телепинуса и с греческим мифом о сожжении титанами Диониса). В битве на Курукшетре яваны сражались на стороне Дурьодханы и Кауравов, но были разбиты Пандавами, после чего покинули Индию («Ади-парва», 85:34). Якобы было предсказано, что яваны вернутся в Индию и завоюют ее, что и произошло или во время нашествия Александра Македонского, или мусульман. Также в историософской традиции индуизма считается, что Яваной звали одного из сыновей махараджи Яяти. Он якобы управлял страной, находящейся на территории современной Турции, так что «турки» – это потомки Яваны [Бхавишья Пурана и основные предсказания будущего // Ведические пророчества. – http://www.ojasvi.kiev.ua/text/dif3/bhavishya/jesus.htm].

Post the refs on pre 1400s Tamil Nadu, illustration from Sandilyan’s Yavana Rani (Greek Queen) portraying (I think) the Greek Queen (L) and a Tamil woman ®. Probably set around 180 AD. Note: The tale is purely fictional though there are accounts of Greek-Tamil trade from ancient times.

Post the refs on pre 1400s Tamil Nadu, illustration from Sandilyan’s Yavana Rani (Greek Queen) portraying (I think) the Greek Queen (L) and a Tamil woman ®. Probably set around 180 AD. Note: The tale is purely fictional though there are accounts of Greek-Tamil trade from ancient times.

«Пураны» представляют яванов как потомков турваша, якобы некоего народа в юго-западной Индии, но и среди «народов моря» известно племя таршиш и город Таршиш (Фарсис), которые неоднократно встречаются в «Библии» (I Ц. 22:49; Ис. 2:16, 23:1, 14, 60:9; Иех. 27:25; Пс. 48:8 упоминаются «корабли Таршиша», в I Ц. 10:22 – «флот Таршиша», в I Ц. 22:49 говорится о гибели «кораблей Таршиша» в Эцион-Гевере (на Красном море), а в II Хр. 20:36-37 – о попытке предпринять морскую экспедицию из этого порта в Таршиш; в Иех. 38:13 – «купцы Таршиша»; в Иезек., 27:13-14 – «Иаван, Фувал и Мешех торговали с тобою (с г.Тиром), выменивая товары твои на души человеческие и медную посуду. Из дома Фогарма (Мелитены) за товары твои доставляли тебе лошадей и строевых коней и лошаков»; в Иона. 1:3; 2:1 – именно в Фарсис отправился с средиземноморского порта Иоппия пророк Иона, но после кораблекрушения попал в чрево кита). Таршиш упомянут среди «сынов Явана» (в Быт. 10:4 и I Хр. 1:7), потомков Иафета, считающегося родоначальником индоевропейских народов. Таршиш отождествляют с портовым городом Тарсом (в области Киликия на юге Малой Азии) или финикийским Тартессом на иберийском Атлантическом берегу (за Геракловыми столпами).

Таким образом, не о борьбе ли древних греков с предками евреев рассказывает Платон, называя последних «атлантами»?

И происходило это за «столбами Геракла» – т.е. ханаанейского Мелькарта, в Палестине.

И погибло от природного катаклизма, как рассказывает Платон, именно войско афинян!

Опять же, именно в «Библии» в рассказе о коленах Израиля речь идет о пяти парах близнецов (как и в рассказе Платона об царях Атлантиды – пяти парах близнецов), ведь шестая пара – Менаше и его брат Эфраим –хотя и считаются родоначальниками соответствующих колен, но в отличие от родоначальников всех остальных колен, они являются не сыновьями, а внуками Иакова.

Братья Завулон и Иссахар оказываются прямым аналогом братьям Атланту и Эвмелу (Гадиру).

Слова Лии при назывании Завулона «Теперь будет жить у меня муж мой» прямо можно соотнести с тем фактом, что Атлант – единственный из сыновей нимфы Клейто, который остался жить на земле-острове своей матери, охраняя её храм.

А как быть с фактом, что в описываемом Платоном катаклизме погибло не только мощное войско афинян, но и их соперники – сама цивилизация Атлантиды?

Видимо, победа далась потомкам Иакова очень тяжело, что дало основание египтянам зафиксировать на т.н. «Стелле Мернептаха» (1217 г. до н.э.) даже утверждение соглядателей о том, что «Израиль повержен и семени его нет в Ханаане».

Почему же тогда Платон описывает атлантов (т.е. евреев) как мощную и высококультурную цивилизацию, связанную со строительством каналов и величественных храмов?

Аменемхет ІІІ

Аменемхет ІІІ

Вероятно, потому, что евреи считались в представлении египтян непосредственно связанными с расцветом Египта во времена фараона XII династии Аменемхета ІІІ (1853-1806 гг. до н.э.), при котором, собственно дом Иакова-Израиля при содействии главного министра фараона Иосифа Прекрасного и переселился («спустился») из Ханаана в Египет (в земле Гессем или Гошен, – Быт. 47) и прожил здесь 430 лет (в начале на привилегированном положении как «гиксосы» – «цари-пастухи», а затем оставшиеся из них в Египте 210 лет – на положении рабов, закончившегося т.н. «первым Исходом», вызванным «казнями египетскими», т.е. катастрофой, а именно извержением на о. Санториин в 1450-1450 гг., из-за которой погибла минойская цивилизация острова Крит, а время библейского Исхода, связанного с Моисеем – 1291 г. [Сапир А. Цепь времен: от Авраама до Моисея // http://zapys.blogspot.com/2015/04/blog-post_17.html]). Ведь именно Аменемхет III, как выше нами указывалось, завершил большие ирригационные работы в Файюмском оазисе с большой сетью шлюзовых каналов (из них – длиной 322 км «Канал Иосифа» – «Бахр Юсуф»), построил здесь город Крокодилополь и поражавший воображение греков величественный каменный храм (египетский «Лабиринт»). Видимо, пришедшие в Египет из Мессопотамии потомки Авраама при содействии фараона воспроизвели на новом месте традицию шумерского Ура (с живущими там семитами-родичами не порывали торговых и брачных связей).

Кроме мотива поколений с платоновским нарративом об Атлантиде иудейскую историческую традицию связывает также мотив об столпе, на котором держится мир. Если в греческой традиции это Атлант, то в иудейской традиции таким столпом рассматривается праведный допотопный седьмой патриарх Енох, сын Иареда, а также его небесный двойник – верховный ангел Метатрон: «… Моше Идель ссылается на трактат «Семьдесят имен Метатрона», в котором описывается, что этот ангел вместе с Богом поддерживает мир всвоих руках. Мотив Божества и Его главного помощника, держащего мир на ладонях, был концептуально разработан в традициях Шиур Кома и Хейхалот, где Енох-Метатрон обладает телесностью вселенского масштаба… В поздней енохиче-ской литературе, связанной с легендами о Метатроне, седьмогодопотопного патриарха часто наделяют званием «Знаток тайн»… Ведение тайн включается вчисло обязанностей Метатрона в традиции Меркавы, где Метатрон отвечает за передачу высочайших тайн низшим, чем он, «князьям», а также всему человечеству» [Орлов А. Сосуды света: предание о светоносном веке во Второй (славянской) книге Еноха / Пер. с англ. // https://www.academia.edu/3554292/Сосуды_света_предание_о_светоносном_веке_во_Второй_славянской_книге_Еноха].

 

Израиль. 1973 г.
Серия из двенадцати почтовых марок «Витражи Марка Шагала. Двенадцать колен Израилевых».

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Это не спам.
сделано dimoning.ru