browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

Олег Гуцуляк: О керкопе Атланте и его брате-близнице Кандуле

Posted by on Август 2, 2013
Геракл укрощает Керкопов

Геракл укрощает Керкопов

Единственной спасшейся дочерью Ниобы была старшая из них Мелибоя, так как она взмолилась к Лето. От страха она стала бледной, и ее назвали Хлоридой. В честь спасения она с также спасшимся братом Амиклом (имя стало популярным среди спартанцев) построила храм Лето в Аргосе. Также Хлорида-Мелибоя стала победительницей в беге на Гереях в Олимпии и женой царя города  Пилос  Нелея, от которого родила дочь Перо (впоследствии – жена Бианта, от которого родила аргонавта Талая, деда эпигона Евриала) и 12 сыновей, включая  Периклимена и Нестора.

Интересно, что ниобейя Хлорида находящейся в Аиде была изображена  на картине Полигнота в Дельфах, где она склонилась на колени к Фейе (Фие) (Павсаний. Описание Эллады X 29, 5).

Этот факт позволяет соотнести её (и Ниобу с детьми) с титаническим, до-олимпийским культом Восточного Средиземноморья, так как титанида Фейя (Фия, Тея, Тейя; Θεία, Theia), старшая дочь Урана и Геи, сестра и жена Гипериона, первая лунная богиня, мать Гелиоса (Солнца), Эос (утренней зари) и Селены (луны).

По Ксенагору, Фейя (Тейя) родила от Океана керкопов («хвостатых»)-близнецов — Кандула и Атланта [Лексикон Суды // Комментарий О. П. Цыбенко в кн. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Кн.4-7. – СПб, 2005. – С.312]. Пытаясь обмануть Зевса, последние были превращены в камень. Жили керкопы якобы возле анатолийского города Эфес («Желанный»; основан союзом афинянам во главе с Андроклом и амазонок во главе с Эфесией; известен по местному культу восточной богини плодородия, со временем отождествлённой с греческой богиней Артемидой; собственно имя Посейдон этимологизируется как «Супруг земли»), но были переселены Зевсом или Гераклом на остров Питекуссы (ныне – остров Искья на запад от Неаполя в Южной Италии, ему противоположен остров Капри) и, наряжаясь обезьянами, дразнили гигантов сексуальными кривляниями.

Сами Питекуссы (греч. Πιθηκούσσαι) как древнегреческая колония и перевалочный пункт торговли с этрусками были основаны около 770 г. до н. э. переселенцами из братского Афинам города Эретрии (на острове Эвбея; ἐρέτης — «гребец», что свидетельствует о том, что по меньшей мере с гомеровских времен жители города занимались мореплаванием; второй колонией их была Посейдония в Сирии). В 750 г. до н. э. колонисты из Питекуссы основали город Кумы (в Кампании), где возник храм Аполлона со знаменитой кумской Сивиллой.

Очевидно, в Милете (дружественном эвбейской Эретрии) был свой вариант данного мифологического сюжета – в камень вместе с женой превращается живший в Эфесе Пандарей, сын Меропа, похитивший из критского храма Зевса золотого пса и прятавшийся у Тантала в Сипиле. Затем он бежал в Афины, а потом – на Сицилию, где и погиб. Дочери его Камиро и Клития (либо Меропа и Клеодора), оставшись сиротами, были воспитаны Афродитой и получили божественные дары от  Афины, Геры, Артемиды и самой Афродиты. Но  эринии, восстановительницы законов природы, послали на девушек, высоко одаренных красотой и добродетелями, гарпий и те преследовали их до смерти. Этот эпизод упомянут в «Одиссее» (XX 66-78), однако имена там не названы. Также, как и дочь Ниобы Хлорида, дочери Пандарея были изображены на картине Полигнота в Дельфах. Дочь Пандарея Аэдона стала женой Зефа, брата-близнеца Амфиона (мужа Ниобы).

Переселенцы из острова Родос на итальянском берегу напротив Питекуссы основали на холме Пиццофальконе (на месте современного Неаполя) свою колонию, которая получила название Партенопея по имени легендарной сирены, которая пыталась завлечь своим сладким голосом хитроумного Одиссея (очевидно, это намек на финикийскую колонию, называемую греками Сиреон – «Земля сирен», на месте нынешнего городо Сорренто).

Тем временем колония Кумы разрасталась, жителей в ней становилось всё больше, и в V в. до нашей эры переселенцы из Кум основали близ Партенопеи город, получивший название Неаполь, то есть «Новый город», а Партенопею стали называть Палеополь – «Старый город». В 3 в. до нашей эры Неаполь разросся, и Палеополь-Партенопея вошла в его состав, образовав античный мегаполис.

Итак, первыми жителями Неаполя были греки – потомки переселенцев из Эвбеи и Родоса. В 500 г. до н. э. колония Питекуссы погибла вследствие извержения вулкана (в центральной части острова вулканы Эпомео и Тработти, на юго-востоке вулкан Монте-Веззи, или Пьедимонте; последние извержения на Искье произошли в 1301 г.). В 529 г. до н.э. рядом греки основали город, который нарекли Дикеархией («Городом справедливости»), а римляне переименовали в Путеолы (из-за колодцев, испускавших зловонные испарения; ныне – Поццуоли). Землетрясения и угроза вулканических извержений вынудила жителей перебраться в близлежащий Неаполь, часть древнего города из-за сейсмической активности ныне лежит под водой и исследуется морскими археологами. Вследствие колебаний уровня почвы прибрежная часть города, названного ещё в I в. н. э. Сенекой «городом на море» погрузилась на глубину до 10 м, и в настоящее время стала туристским объектом, осмотр которого возможен со специализированных судов, в днище которых вставлены иллюминаторы. Это — так называемые «подводные Помпеи». Северо-западная часть города на берегу залива известна как «Флегрейские поля» (τά Φλεγραία πεδία, Phlegraei Campi), где произошла гигантомахия – битва богов во главе с Зевсом и Афиной, которым помогал Геракл, с гигантами.

Возможно, последняя является, опять же, инвариантом мифа о борьбе праафинян с атлантами.

И, исходя из этого, стоит упомянуть Анджело Маццольди, который в 1840 г., утверждал, что в действительности Атлантидой была сама Италия, которая цивилизовала все Восточное Средиземноморье [Mazzoldi A. Delle origini italiche e delia diffusione dell’incivilmento italiano alla Fenicia, alla Crecia e a tutte le nazioni asiatiche poste sul Mediterráneo. – Milano, 1840. – P. 44, 172-187].

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Это не спам.
сделано dimoning.ru